Нарушения в психофизическом развитии у детей


Нарушения в психофизическом развитии у детей
   — общее наименование разнообразных нарушений в психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". В качестве синонима используется термин "отклонения в психофизическом развитии".
   К детям с нарушениями в психофизическом развитии относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата (см. Нарушения двигательные), задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями (см. Нарушения интеллекта) и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные нарушения, однако практически этот термин (как ранее термин "аномальные дети") применяется для обозначения категории детей, которая вследствие психофизических нарушений нуждается в специальных условиях обучения и воспитания (см. Дети с особыми образовательными потребностями).
   По научной традиции, заложенной Л.С. Выготским, в дефектологии различают первичные и вторичные нарушения развития.
   Первичные нарушения - это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут быть врождёнными и приобретёнными. В возникновении врождённых нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретённые нарушения являются последствиями перенесённых ребёнком инфекционных заболеваний (см. Детские инфекции), травм, интоксикаций и т.п.
   Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.
   Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Связь вторичных нарушений с первичными не имеет органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. Так, немота - это возможное, но необязательное следствие глухоты, а "моральная дефективность" - возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.
   Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные нарушения приводят к "выпадениям" ребёнка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно-исторического опыта. Называя такие выпадения "социальными вывихами", Выготский подчёркивал, что их можно предотвратить, если найти "обходные пути", чтобы обеспечить доступ аномального ребёнка к культуре как источнику развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не появляются вслед за первичными.
   В тех случаях, когда система образования, ориентированная по преимуществу на нормальный тип развития, не располагает такими "обходными путями", органические нарушения приводят к сложной картине отклоняющегося от нормы развития.
   Одно органическое нарушение может вызвать комплекс "социальных вывихов" и, соответственно, комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к новым "социальным вывихам", в результате которых возникают третичные и другие нарушения в развитии (например, нарушение слуха порождает нарушение соответствующего возрасту общения, нескорригированность нарушений в общении вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечёт за собой нарушение всех линий культурного развития ребёнка, всех высших психических функций).
   Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют органической природы, они не нуждаются в коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений является предметом компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего "обходные пути" для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
   В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребёнка (даже в случае врождённой нейросенсорной глухоты) формируется полноценная словесная речь как в устной, так и письменной форме; слепые дети обучаются читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.
   Для описания происхождения, сочетания и взаимообусловленности различных нарушений в развитии у конкретного ребёнка Выготский предложил использовать термины "структура дефекта" или "структура нарушений". Определение структуры нарушений - одна из важнейших задач комплексной медико-психолого-педагогической диагностики. От точности её решения зависит эффективность комплексной помощи ребёнку.
   Для определения стратегии и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от разнообразных сочетаний двух и более различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (см. Нарушения сложные).
   Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребёнка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но ещё недостаточно отражена в её терминологическом аппарате. На современном этапе термин "Н. в п.р." используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психофизическом развитии ребёнка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребёнку термин "ребёнок с нарушением зрения", специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определённый комплекс особенностей психического развития ребёнка с нарушением зрения, характерных для определённой системы его воспитания и обучения.
   Развитие терминологического аппарата современной дефектологии должно привести к возникновению терминов, позволяющих в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребёнка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 159-160)
   Ч439.7

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Нарушения в психофизическом развитии у детей" в других словарях:

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии —     В Рос. Федерации создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения двигательные — (нарушения функций опорно двигательного аппарата)     отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений (см. Движения произвольные). Встречаются у 5 7% детей. Причины… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения интеллекта — (умственная отсталость)     Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или… …   Педагогический терминологический словарь

  • Нарушения сложные —     сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, могут сочетаться глухота и слабовидение, умственная отсталость (см. Нарушения интеллекта) и слепота,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дети с нарушениями в развитии —     общее наименование детей, имеющих разнообразные нарушения в психофизическом развитии.    (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 63)    См. также Дети с особыми образовательными потребностями    Ч439.7 …   Педагогический терминологический словарь

  • Дети с особыми образовательными потребностями —     Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… …   Педагогический терминологический словарь

  • Детские инфекции —     группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только… …   Педагогический терминологический словарь

  • Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних —     нуждающихся в особых условиях воспитания, в Рос. Федерации учебные заведения для лиц, совершивших социально опасные деяния (правонарушения или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности) (см. Преступность… …   Педагогический терминологический словарь

  • Отклоняющееся поведение —     поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см. Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение)     наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. интегративная… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.